Путь Сантьяго

Перейти к содержанию

Дневник паломничества

Здравствуйте, меня зовут Елена. В прошлом году с 16 июня по 12 июля я совершила паломничество по Пути святого Иакова, пройдя 800 км. Это необыкновенное путешествие я Вам могу только посоветовать. Этот Путь дает столько Энергии и является в конце прекраснейшим и неповторимым опытом, который только может совершить человек. Вот несколько дней из моего дневника, может быть, кому-то это покажется интересным.

16.06.2009
Франция нас встретила проливным дождем и поразила своей ухоженностью.
Испанский автобус высадил нас в 5:00 утра в километре от небольшого французского городка Bayonne. И первый региональный экспресс, отправляющийся в 8:20 и состоящий из одного вагончика за 8,40 € доставил нас с Дианой в еще один французский городок:
Sant-Jean-Pied-de-Port.
Надо сказать, что в региональном экспрессе ехали только пилигримы, некоторые уже прошли Путь Сантьяго и возвращались домой. Их одухотворенные спокойные лица излучали некое особенное сияние, вызывающее восхищение. И невольно закрадывалась мысль: а что если я не смогу пройти этот Путь? Большинство же пассажиров экспресса были такие же, как и мы неопытные, несколько неуверенные направляющиеся в Сантьяго де Компостелу пилигримы. Еще незнающие, что их ждет впереди, и, может быть, поэтому открытые для всего нового, жадно ловящие каждое слово, оброненное опытными паломниками.

Спустя полтора часа мы прибыли в маленький городок, расположенный у подножия Пиринеевского перевала Ronsesvalles - Saint-Jean-Pied-de-Port. Здесь проходит очень старинная, еще кельтами используемая, римская соединительная дорога между Францией и Испанией, сегодня она известна как дорога Наполеона.
Извилистые улочки и сохранившиеся до наших дней старинные укрепления придают городу типично средневековый облик.
Главной достопримечательностью города является
Цитадель (17 в.). На пути Сантьяго находится тюрьма епископов, правда ее первоначальная функция не известна. В зале подвального помещения имеется небольшой музей, посвященный Пути Сантьяго.
У выхода из старого города расположена готическая церковь
Eglise Notre Dame. Далее вдали, слева от Пути, на крутой скалистой формации, едва виднеется маленькая статуя Марии (Virge de Biakarri или d'Orrson).
В информационном центре, поставив штамп в паспорт пилигрима (его здесь же можно купить за 2€) и заплатив по 8€ за кровать, мы отправились в ночлег пилигрима. Получив 2х- ярусную кровать в номере, состоящем из трех таких же кроватей, мы отправились осматривать город, твердо решив начать свой Путь утром. А вечером за ужином, состоящим из собственных продуктов (каждый ел свое), пожилые мужчины - англичане, французы, немцы, уже прошедшие этот Путь - наперебой пытались Диане передать свой опыт, давая полезные наставления. А я, переполненная гордостью за свою дочь, с нескрываемым любопытством и скрытым восторгом следила за беседой, которую вела Диана, владея в совершенстве тремя языками. Скажем прямо, английским языком на разных уровнях владели многие, но, к моему великому сожалению, не я, зато с немецким проблем не было.

17.06.2009
1-ый день Пути. Saint-Jean-Pied-de-Port - Roncesvalles (24,8 км)

Около 8:00, плотно позавтракав, под проливным дождем оставили французский город Saint-Jean-Pied-de-Port и, ориентируясь по стрелкам и раковинам, отправились покорять перевал Roncesvalles, а это немного-немало - 1430 м. протяжностью 20 км. Что для двух совершенно неспортивных и к тому же неподготовленных женщин равносильно подвигу.
Приблизительно через 6 км идти мне стало невмоготу, не хватало ни сил, ни воздуха. Постепенно нас обогнали, наверное, все пилигримы, остановившиеся в этом городке. Многие предлагали свою помощь, кто в виде банана или другого какого-нибудь пищевого витамина, предполагая, что силы мои иссякли от недостатка пищи в организме, кто готов был пожертвовать своими питьевыми запасами. (Тем временем дождь перестал, выглянуло солнышко, да как припекло). Откуда же всем нашим спасителям было знать, что на протяжении целого года я мужественно боролась со своим смертельным диагнозом, стойко перенося одну за другой 4 операции и всего несколько месяцев назад закончила курс химиотерапии.

А выросший вдруг как из-под земли Дон Кихот Ломанческий (так мы с Дианой прозвали еще одного нашего спасителя из-за его усов и бородки), вначале взял меня на буксир, а затем и вовсе мой рюкзак, бегая взад и вперед - то свой отнесет, за моим возвращается, и наоборот. Правда, я не смогла долго злоупотреблять его добротой, да и с грузом как-то легче было подниматься в гору, сердечно поблагодарив спасителя, который оказался из Дании и кроме своего датского языка не мог разговаривать ни на одном другом, я смогла преодолеть еще пару км, ругая себя за то, что без подготовки приняла такое опрометчивое решение - 800 км пешком по северным горам Испании. Диана чувствовала себя тоже не намного лучше, но стойко держалась, подбадривая меня. И когда мне уже совсем стало плохо на этой горной безлюдной тропе появился автомобиль. Видя мое плачевное состояние, водитель любезно предложил нас подвести, на что Диана вначале среагировала категорическим отказом: "Мама как ты можешь, это же очень стыдно, мы ведь решили идти пешком" , но у нее не было другого выхода как согласиться, т.к. я уже уселась на сидение рядом с водителем, и даже торчащий из-за пояса пистолет не произвел на меня никакого внимания, т. к. я его вначале не заметила. И только некоторое время спустя, уже мчась по безлюдным горным просторам мой взгляд натолкнулся на торчащую из кобуры рукоятку пистолета, от неожиданности я вся покрылась холодной испариной, испугавшись, скорее всего, за свою дочь. А в голове все время вертелась мысль: "Куда этот монголо-татар нас везет?" Позже мы нисколько об этом не пожалели, т.к. это оказался муниципальный французский лесник монголо-татарского происхождения, который как раз объезжал свои необъятные горные владения. Т.к. лесничий оказался человеком любящим свое дело и с восторгом показывал свои владения, даже свернул к маленькому придорожному кресту со статуей Девы Марии von Biakorri, которой мы пожертвовали несколько монеток. Так мы совершили еще и экскурсию по французским Пиренеям, высадил он нас приблизительно в 5 км от вершины, т.к. далее шел узкий и крутой подъем к вершине горы. А мы отдохнувшие, получившие новый заряд бодрости продолжили восхождение. Идти было намного легче т. к. дул сильный попутный ветер, и было не жарко. Путь проходил через огромное пастбище, на котором паслись овцы, лошади, коровы, козы. Заборы, огораживающие пастбища очень редки, т. к. животные здесь имеют преимущество перед пешеходами и транспортом, и им нельзя мешать.

Вскоре мы достигли границы испанской Наварры. И здесь нашими постоянными попутчиками стали желтые стрелки на Пути, так что заблудиться было практически невозможно. Через полтора часа подъема по лесу, наконец-то, достигли вершины. Пяти километровый спуск превзошел все мои ожидания - я его одолела без проблем.
Что не могу сказать о Диане. Теперь ей вдруг стало плохо, и она категорически заявила, что продолжать путь у нее нет желания и никогда не было и что она возвращается домой. Так портя настроение др. др., мы прошли еще некоторое время, и, в конце концов, совсем разругавшись, решили идти отдельно, следуя принципу, что у каждого свой ритм и свой Путь, который ты должен пройти сам. Конечно, предварительно обговорив место встречи. На ночлег остановились в Roncesvalles/Orreaga в средневековом госпитале пилигрима, оставив позади Пиренеи. Это было огромное помещение, вместившее более 50 двухъярусных кроватей. Женщины расположились с одной стороны, мужчины с другой напротив, средний ряд занимали вперемежку позже пришедшие пилигримы.

Приняв душ, постирав грязные вещи, сразу же почувствовали себя обновленными и даже в 19:30 пошли на мессу, получили благословение и причастились.
Roncesvalles. Населенный пункт в западных Пиренеях, около которого в Ронсевальском ущелье 15 августа 778 г. басками, выступившими союзниками арабов, был уничтожен арьергард французских войск Карла Великого, отступивших во Францию после неудачной осады Сарагосы. В бою был убит Военачальник Роланд, ставший героем испанского эпоса "Песнь о Роланде".
Достопримечательностью является Соборная церковь Санта Мариа, построенная в 13/14 в. Большое впечатление производит главный алтарь с готической фигурой Девы Марии в золотом убранстве. "Наша сеньора ронсевальская", так любовно ее называют испанцы. К церкви присоединена крытая галерея (17 в). Позади находится небольшая часовня de San Augustin, построенная в 17 в., бывший готический зал для собраний, в которой ныне покоится прах короля Санчо VII.
Офис пилигрима находится на первом этаже в библиотеке, хранящей 15.000 собраний сочинений.
В одном из музеев города хранятся великолепные шахматы de Carlomango (14 в), названы так в честь короля Карла Великого.
Ниже монастыря стоит готическая церковь Iglesia de Santiago (13 в.), а рядом сохранилось самое старое здание комплекса: капелла паломничества -
Capilla del Espiritu Santo (12 в.), сооружённая Карлом Великим как захоронение погибших в битве Рыцарей, а со времён средневековья служит как кладбище пилигрима.